Автор: Александр Забровский (alex@zabrovsky.com) Disclaimer : данная статья является обзорной по системе среднего формата Броника. Все персональные мнения и высказывания являются субъективной точкой зрения автора/ов и ни коим образом не выражают обобщенного мнения пользователей, и не являются попыткой обобщения такого рода. Кроме того, накопленный автором опыт работы с конкретной линейкой Броники ( GS -1) является весьма ограниченным на момент написания статьи, посему не может рассматриваться в качестве какого-либо «теста» на выживаемость или надежность в критических условиях. Все упоминания насчет цен и рынка относятся к западным реалиям (в основном в США). Данная статья является обзорной по системе Броника, и, в частности, по ее 6х7 линейке GS -1. Автору кажется, что потребность в такого рода инфромации по системе Броника весьма реальна, особенно, для интересующихся средним форматом, живуших в пределах бывшего Союза, ввиду относительно малой распространенности данной системы в пределах бывшего СССР (чего не скажешь об нескольких других, всем известных системах, то бишь Hasselblad , Mamiya и отчасти P entax .). На сегодняшний день возможность «вхождения» в средний формат представляет из себя ту реальность, о которой мечтали многие заядлые фотографы любители, но традиционные ценовые рамки всегда обеспечивали невозможность осуществления мечты для большинства. Катастрофическое падение цен на б/у средний формат (естественно благодаря «всепоглащающему» развитию цифровой фото техники) резко подняло интерес «заядлых» любителей к СФ. Не думаю что открою страшную тайну, упомянув что на сегодняшний день система Броника представляет, пожалуй, ниболее выгодное предложение на рынке в плане price / performance . Цены на СФ Броники в среднем наиболее низкие на б/у рынке, что обеспечивает ее доступность «массам», тогда как ее характеристики и показатели качества соответствуют профессиональным стандартам, принятым в СФ. Для общей картины напомним - «современные» линейки Броники (т.е. основные линейки выпускающиеся до ее тотального закрытия) включали 3 формата: 6х4.5 ( ETR , ETRS , ETRSi ), 6 x 6 ( SQ , SQ - A , SQ - Ai , SQ - B ) а так-же 6х7 ( GS -1). Первые две линейки были наиболее распространены, тогда как третья занимала куда более скромную нишу. Броника получила наибольшее распространение в США где первые две линейки традиционно считались рабочими лошадками свадебных фотографов, портретистов (наряду с Хасселем), особенно там, где было важна удобная работа с рук на выезде ( on - location ). Линейка SQ даже приобрела «ник» японского Хасселя (ибо изначально внешне копировала Хассель). Кроме того, линейка 6х4.5 была также популярна и среди пейзажников (хотя все-таки наверно уступала по популярности в данной области Пентаксу 6х7). В Европе Броника традиционно уступала по популярности среди профи Хасселю и Роллею. Однако, Брониковская линейка 6х7 ( GS -1) даже на западе до сих пор остается «темной лошадкой» для многих по ряду прочин, которые будут раскрыты по ходу данной статьи. Итак, в данной статье речь пойдет о линейке Броники GS -1. Данная линейка представляет модулярную систему и единственную модель Броники в формате 6х7. В состав системы входят: Думаю, нет смысла углубляться в технические параметры, спецификации камеры и описания ее операционности - все это было бы повтором user manual и вполне доступно для чтения в интернете. Упомянем лишь в кратце основные атрибуты системы: GS -1, как и ее «меньшие» братья - система с центральным затвором. Т.е. затвор наряду с диафрагмой находятся в линзах, не в корпусе ( focal plane ), что обеспечивает синхронизацию со вспышкой по всему диапазону скоростей затвора, вплоть до 1/500. Затвор – электромагнитный, т.е. управляется и удерживается электромагнитом, а не механикой, что конечно же говорит об энергозависимости системы (батарейка), но с другой стороны обеспечивает точность на очень долгое время без необходимости периодичекой подстройки мастером. Диапазон затвора: 16сек – 1/500 в скачках в 1 ступень, ну и конечно-же B ( Bulb ), а так-же положение А которое включает режим автоэкспозиции (в режиме приоритета диафрагмы). Естественно, данный режиим (А) релевантен только при наличии меряющей призмы. Есть функция предварительного поднятия зеркала ( MLU ) – рычажком на корпусе. Зеркало не самовозвращающегося типа, т.е. после нажатия на кнопку спуска и экспонирования, оно остается поднятым (в отличие от 35мм зеркалок). Требуется вращение взвода (боковая ручка, как в Хасселях и им подобных), либо взвод рычажком на боковой рукоятке, если она на камере (наподобие механических 35мм зеркалок). Взвод одновременно взводит затвор и поднимает зеркало в исходное состояние. Движение взвода типа ratchet (храповой механизм), т.е. позволяет взвод не только плавным единым движением, но и короткими «рывками», храповик не дает обратного хода механизма, что удобно в работе с рукояткой. Есть режим мультиэкспозиции (рычажок на корпусе), который, кроме того, служит единственной возможностью «холостого хода», где можно проверить камеру на работоспособность без заряженной пленки в задник. Камера питается от 6V батарейки типа KS 28. Данный тип батарейки довольно распространен в фото магазинах, хотя не могу утверждать насколько это релевантно для России и стран СНГ. По статистике, собранной на западных форумах по СФ, батарейной жизни хватает на очень долго, даже при относительно регулярной работе с меряющей призмой. А в любительском использовании, людям хватало на несколько лет. На корпусе также расположен синхроконтакт внешней вспышки. Кнопка спуска дублируется на боковой рукоятке (под указательный палец, как на обычной зеркалке). Боковая ручка крепится ка камере снизу (на гнездо штатива), имеет электрические контакты и механический штифт (входит в его разъем внизу камеры). Механический штифт - это линк рычага взвода на рукоятке к механизму взвода и перевода пленки в камере. Электрические контакты обеспечивают передачу нажатия кнопки спуска, синхронизацию с вспышкой в «горячем башмаке» на рукоятке, а также interface TTL замера флешовой экспозиции при работе с Брониковской GS -1 вспышкой. Ну это все пока насчет корпуса. Как было упомянуто, система предоставляет пользователю выбор видоискателей: стандартная шахта с увеличителем, не меряющая призма, меряющая призма ( AE ) и меряющая вращающаяся призма. Думаю, с шахтой все понятно, принцип работы с шахтой наверняка знаком большинству СФ пользователей, поэтому не будем останавливаться на этом. Не меряющая призма призвана добавить удобства съемке тем, что дает изображение нормальной ориентации, позволяет съмку с уровна глаз и достаточно компактна. Меряющая призма добавляет замер в режиме приоритета диафрагмы, т.е. при установке режима (тумблером затвора) в А, призма дает скорость затвора. Несмотря на то, что в ручном режиме скорости затвора могут только переключаться цельными ступенями ( stops ), в режиме AE призма работает в рзрешении пол-ступени скорости затвора. Выбранная скорость затвора отображается в видоискателе (красные лампочки) при полунажатии спуска. Лампочки не всегда хорошо видны в видоскателе, особенно, если глаз не плотно в окуляре. При полном нажатии спуска, по окончании экспозиции (т.е. закрытии затвора) в видоискателе мигнет ламочка, говорящая что экспозиция закончена. Это весьма полезно особенно на длинных выдержках (секунды) – чтобы случайно не испортить кадр ошибочной попыткой взвести затвор, когда экспонирование еще не закончено. На призме есть тумблер переключения между режимами замера и AE Lock , т.е. «замораживания» последнего замера. Это весьма важная особенность, которую не следует недооценивать по следующей причине: когда съемка ведется с предварительным поднятием зеркала, замер продолжает работать даже после предварительного подъема зеркала, не «замораживается» самостоятельно. Т.е. если не учитывать данный факт, работая с замером призмой, можно весьма легко испортить не один кадр, пока поймешь в чем дело. До поднятия зеркала, призма сделала замер и выдала параметры экспозиции. Затем инициируется MLU зеркало поднимается «в ручную», но затвор не открывается. При этом, поднятое зеркало блокирует сенсор замера, что естественно приводит к скачку замера в сторону очень длинных выдержек (например, вместо 1/125 получается экспонирование в течнии 16 секунд...), что и выполняется при спуске затвора. Поэтому, работая с MLU в комбинации с замером призмой, даже инструкция рекомендует всегда применять AE Lock перед взведением MLU . Автор данной статьи «съел немало собак» на этом деле и сжег немало потенциально хороших кадров, пока не привык к этой процедуре. Третья призма считается наиболее продвинутой из всех 3х (ну и естественно самая дорогая) – к функциональности второй она добавляет точечный замер и вращение верхней части с самим видоискателем. Вращение в пределах +/- 90 градусов и призвано облегчить работу в вертикальной (портретной) ориентации. Однако она физически значительно больше и немного тяжелей двух своих «младших» братьев, что не всегда удобно. Кроме того, в обычно (горизональной) ориентации, она не позволает снимать с уровня глаз как две предыдущих, ибо ее окуляр направлен вертикально вверх, т.е. нужно смотреть вниз. Автор нашел это весьма неудобным во многих случаях при работе со штатива (в отличие от обычных призм), но был найден workaround – для съемки с уровня глаз, камера позиционируется как обычно, горизонтально, но окуляр поворачивается в сторону на 90 градусов. Изображение поворачивается соответственно, оставаясь в своей нормальной ориентации, но тогда окуляр направлен на уровень глаз и фотограф смотрит в него, находясь не позади камеры как обычно, а сбоку. По началу это непривычно, но автор привык достаточно быстро, и даже нашел это действительно удобным в ряде случаев. Нужно отметить, что основной причиной выбора автора данной призмы было наличие точечного замера. Точка получается несколько большей по площади нежели принято у 35мм SLR ов профи уровня. В среднем дает 5-8% кадра, по центру. Это, конечно же, не самое оптимальное решение точечного замера, но в большинстве случаев автор нашел его адекватным, особенно с наличием в теле линзы (200мм), использование которой для более выборочного замера, дает точку гораздо меньшей площади. На этой призме есть переключатель между обычным (средневзвешенным) и точечным замерами. В процессе съемок с использованием призменного замера, автор нашел его точность весьма адекватной даже для слайдов ( Velvia 50, например), конечно же, с учетом специфики конкретного типа замера (средневзвешенного или точечного), хотя наверно периодическая калибровка не помешает, как и в случае любого другого профессионального фото оборудования, хотя-бы для душевного спокойстивия. Следующий элемент системы – задники. Как уже упоминалось выше, система предодставляет 3 вида задников: 6х7, 6х6 и 6х4.5, каждый для обеих, 120 и 220 вариантов пленок отдельно (т.е. в сумме 6 задников). Наиболее стандартным, естественно, считается 120 6х7 задник. В целях поддержания системы замера (с призмой AE ), все задники имеют электический интерфейс с камерой, передавая информацию об чуствительности заряженной пленки и возможной установки ручной компенсации экспозиции. Все это означает, что на заднике есть возможность установки чуствительности пленки и ручной компенсации (два круговых румблера вращающиеся один в другом). ISO выставляется в пределах.3 – 6400, компенсация в пределах +/- 3 ступени. Задник, конечно же, как и у других систем состоит из вкладыша, который, собственно говоря, и содержит пленку и является механизмом перевода (т.е. ролики), а также содержит окошко счетчика кадров. Камера/задник имеют ряд блокировок: когда заслонка ( dark slide ) внутри, и/или если затвор не взведен/пленка не переведена на след. кадр, или отсутствие пленки в заднике – все эти факторы блокируют спуск (кроме случая, когда включен режим мультиэкспозиции, как было сказано ранее). Теперь об оптике: линейка оптики для GS-1 весьам ограничена по сравнению с конкурирующими системами Mamiya и Pentax 67. Всего представлено 6 линз, а именно: 50мм/4, 65мм/4, 100мм/3.5, 150мм/4, 200мм/4.5 и 500мм/8, все серии PG . Последняя черезвычайно дорога (даже б/у) и еще более редка и экзотична, а поэтому не будет рассматриваться в контексте статьи. 50 mm линза имеет огромный диаметр фронта – требует фильтры 95мм (качественные фильтры таких маштабов по ценам недалеки от самой линзы), поэтому данная линза хоть и весьма желанна среди пейзажников, работающих с GS -1, но не получила такого распространения, как ее «сестра» 65мм/4. Последняя весьма широко популярна среди пользователей GS -1, очень часто является частью обязательного “джентельменского» набора, состоящего из 100мм/3.5 штатника, 65мм/4 широкоугольника и 150мм/4 портретника (нередко заменяемого на 200мм/4.5, как в случае автора). На первый взгляд 65мм (эквивалент примерно 30мм в 35мм формате) недостаточно для пейзажной работы, но автор согласится с мнением многих западных пользователей о том, что 50мм очень часто слишком широк и дает тенденцию «скрадывания» деталей на общем фоне и уменьшения «драмматизма» пейзажей. Положительным фактором является то, что 65мм, 100мм и 150мм линзы имеют унифицированный размер фронта под фильтры – 72мм. 200мм линза уже имеет 82мм размер. Согласно опыту автора (подтвержденному мнениями более опытных пользователей на форумах), факт того, что передний оптический элемент штатника (100мм/3.5) глубоко упрятан внутрь корпуса линзы, очень положительно сказывается на способности данной линзы противистоять боковой засветке, это как натуральная бленда. У 65мм и 200мм линз передний элемент находится спереди, как обычно, поэтому подходящая бленда всегда полезна. Кстати, у 200мм линзы передняя крышка металличексая – наворачивается на резьбы фильтра. У всех линз, имеющихся в наличии у автора на момент написания статьи (65мм, 100мм и 200мм), очень удобный и точный ход кольца фокусировки (как и должно быть у систем с ручной фокусировкой), позволяющий с легкостью делать точную подстройку фокуса. Все линзы имеют рычажок DOF (принудительное ручное закрытие диафрагмы для визуальной оценки глубины поля), а также тумблер с кнопкой блокировки для T экспозиции, т.е. механическое удержание открытого затвора (и диафрагмы) для длинных выдержек (скажем, несколько десятков секунд и более). Таким образом можно избежать быстрого износа батареи на длительное удержание затвора. Теперь можно поговорить о нюансах реальной работы. До сих пор автор работал с камерой исключительно со штатива, просто ввиду тематики съемок (пейзажи), хотя камера весьма удобна для работы с рук, когда укомплектована боковой рукояткой. По личному опыту автора, сотрясение спуска (зеркало) весьма ощутимо, и, как мне показалось, если в момент спуска удерживать пальцы на кольце фокусировки, вследствии встряски кольцо может чуть крутнуться пальцами, что дает не очень приятное ощущение некоторой неуверенности (а не сдвинулся ли случайно фокус из-за этого), хотя все это весьма субъектовное ощущение автора и может не иметь реальной подоплеки. Как бы то ни было, я старался бы следить убирать пальцы с кольца фокуса на момент нажатия спуска при съемке с рук. Еще один немаловажный момент, на котором неизбежно спотыкаются все новички относительно GS -1, – работа с MLU . Специфика работы с MLU у GS -1 такова, что после операции MLU и спуска затвора, если рычажок MLU не был тут-же возвращен в свое первоначальное положение (не включение MLU ), при взводе затвора автоматически производится перевод на следующий кадр и тут же его экспонирование (т.е. спуск затвора). Это означает потерю следующего кадра. Есть пути, позволяющие в такой ситуации спасти этот кадр, например, после желаемой съемки с MLU и последующим взведением затвора без деактивизации MLU , можно тут же включить режим мультиэкспозиции, взвести затвор еще раз (при это пленка не переведется) и сделать нужный кадр с или без MLU . (Затем не забыть деактивизировать мульти-экспозицию). Другое решение - это просто отсоединить задник, привести камеру (без задника) в исходное состояние, затем одеть задник обратно и продолжать съемку. Автор не пробовал последнего пути, но первое решение действительно проверено и работает. Поэтому очень желательно выработать привычки при съемке с MLU (после взвода затвора):
На самом деле, после нескольких удачных (и менее удачных) съемок с MLU это становиться автоматической привычкой. На западных форумах при упоминании недостатков системы, нередко упоминается факт хронической болезни данной системы – задники. Как у каждой системы есть слабое место и у Броники - задники считаются таковыми. Т.е. по статистике их отказ вроде как выше, чем на другие элементы системы. Лично мне трудно это подтвердить либо опровергнуть, по причине недостаточного личного опыта работы с камерой в реальных условиях, хотя я считают наличие 2х задников всегда оправдано, и по своему личному опыту рекомендовал бы задники брать в проверенной конторе, по крайней мере там, где есть возможность возврата, если не будет работать. Кроме того, мне кажется, что стандартный фокусировочный экран не такой яркости, которую бы хотелось, наверно, можно порекомендовать потенциальным пользователям поинтересоваться экранами 3х производителей ( Maxwell , например, и некоторые другие). Они делают пользовательские экраны для почти всех форматов, от 35мм до крупно форматных камер, при подгонке к конкретной модели. Эти экране не дешевы, но по отзывам пользователей могут дать значительную разницу в удобстве пользования (облегчить фокусировку, например). Фокусировочный экран у GS -1 открыт, при снятии призмы он оголен, а посему он легко подвержен внешним воздействиям при не очень аккуратном пользовании (когда нет призмы или шахты на камере). Вроде бы в некоторых других системах фокусировоный экран защищен сверху стеклом (непроверенная информация), что конечно же, защищает его, но это не случай с Броникой. Относительно оптики – кроме 110мм макро линзы, все остальные имеют большее минимальное фокусное расстояние, чем хотелось бы в некоторых случаях, и в этом параметре уступает своим конкурентам (Мамия RB / RZ например) В целом, я бы подытожил: данная система представляет собой trade - off между универсальностью и удобством в работе. Как мне это видится: если цель - это работа в студии, требования к минимальной дистации съемки (макро, предметная съемка), а так-же широкий выбор оптики – тут, конечно, Мамия выигрывает бесспорно. Если же цель - это исключительно пейзажи, где работа со впышкой не играет роли, предполагается работа исключительно (или в абсолютном большинстве случаев) со штатива, а также поощрается широкий выбор оптики по очень даже реальным ценам – тут GS -1 уступает Пентаксу 67. Но вот когда нужно по возможности совместить оба варианта (т.е. пейзажная и портретная работа, когда важен центральный затвор, например, для работы со вспышкой, предполагается работа, как с рук, так и со штатива, а также сменные задники важны), тут я бы все-таки посоветовал присмотреться к GS -1. И еще один для многих немаловажный факт: как многим думаю известно, марка Броники снята с производства (все линии, включая недавно-актуальную RF 645). GS -1 в частности была прекращена к выпуску еще примерно лет 5-7 тому (за ней последовали SQ и ETRSi серии, и вот недавно RF 645). Производитель ( Tamron ) обязался обслуживать все эти серии в течение 10 лет после их остановки, затем обслуживание и поставка запчастей непосредсвтенно производителем будет прекращена. Мне кажется, этот факт должен учитываться теми, кто стоит на пороге выбора системы для серьезной/профессиональной работы, т.е. там, где сервис производителя важен. С другой стороны, думаю, приобретение б/у камеры, оптики, аксессуаров не будет проблемой еще много лет (E bay , KE H , а также нередко встречаются новые, залежалые камеры, оптика и т.д. в магазинах, торгующих по интеренту), поэтому система все еще аттрактивна для серьезного любителя, тем более, учитывая факт падения цен на б/у GS -1 вследствие прекращения ее выпуска. ©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com
|