ZENZA BRONICA
Хассельблад по-японски

Автор: Артур Суилин (artur@masterbit.ru)

Появление в 50-х годах прошлого века модульной системы Hasselblad вызвало настоящую революцию в мире среднего формата. Модульный принцип, удобство и богатая функциональность этих камер быстро завоевавали симпатии фотогафов, и хассельбладовские “кубики” начали победное шествие по миру. Естественно, модульный дизайн не остался без внимания других производителей фототехники. Самой удачной среди "хасселеобразных" систем была и остается система Bronica SQ, которой и посвящена эта статья.

Немного истории

Первая камера Zenza Bronica D была выпущена в 1959 году. После второй мировой войны японец Zenzaburo Yoshino организовал у себя на родине производство портсигаров, зажигалок и бижутерии. Однако мечта его жизни была другой – сделать лучшую в мире камеру (Zenzaburo держал фотомагазин и был большим энтузиастом фототехники). На разработку было потрачено восемь лет и сто тычяч йен его собственных денег. Камера действительно получилась лучшей в мире, она обладала возможностями, которых на тот момент не было даже у Hasselblad – автоматическим возвратом зеркала в исходную позицию после спуска затвора, “скользящим” зеркалом вместо хлопающего, длинными выдержками до 10 сек, автоматической зарядкой пленки в задник. Камера оказалась слишком хорошей для своего времени, уровень ее сложности превышал технологические возможности производства. Поэтому вскоре была выпущена упрощенные модели Bronica S и Bronica C. Модификация S2 стала самой популярной среднеформатной SLR камерой в Японии. В 1975 году была выпущена модель Bronica EC-TL, которая была первой в мире среднеформатной камерой с TTL замером, электронным затвором и возможностью автоматической съемки в режиме приоритета диафрагмы.  В 1980 году была анонсирована линейка Bronica SQ, отличавшаяся более современным дизайном, центральным завтвором в объективах, и более надежной конструкцией. Об этой линейке я буду рассказывать в статье. К сожалению, Zenzaburo Yoshino оказался гениальным конструктором камер, но плохим маркетологом. Камеры Bronica всегда оставались в тени своего “старшего брата” Hasselblad, несмотря на очевидные технические и ценовые преимущества. Рекламные компании Bronica вошли в учебники маркетинга, как одни из самых неудачных примеров продвижения на рынке. В конце девяностых Bronica была куплена компанией Tamron, но камеры продолжали производиться под старой торговой маркой. В конце концов Bronica не выдержала конкуренции со стремительно растущим рынком цифровой техники и в 2004 году было объявлено о прекращении произодства всех камер, кроме RF645. Впрочем, прекращение производства сыграло и положительную роль. Цены на втроичном рынке резко упали, и камеры уровня Hasselblad наконец стали доступны для любителей и начинающих профессионалов.

Камера

В линейке Bronica SQ существовало пять моделей камер:

  1. Bronica SQ. Базовая модель, с которой начала существование линейка. Начала выпускаться в 1980 году.
  2. Bronica SQ-A. Доработка базовой модели. Был добавлен предварительный подъем зеркала, немного усоврешенстованы конструкция задников и электронный интерфейс к призме. Начала выпускаться в 1982 году.
  3. Bronica SQ-Am. Моторизованный вариант SQ-A. Скорость серийной съемки – один кадр в полторы секнунды. Модель пользовалась большой популярностью у свадебных и фэшн фотографов. Выпускалась с 1983 года
  4. Bronica SQ-Ai. Усоврешенствованная по сравнению с SQ-A модель. Добавлены возможность подключения внешнего мотора, TTL-сенсор и интерфейс к внешним TTL вспышкам, к набору выдержек добавлены 16сек и “Bulb”, обновлен внешний вид. Выпускалась с 1990 года.
  5. Bronica SQ-B. Упрощенный вариант SQ-A, без электронного интерфейса к замеряющим призмам. В остальном полностью идентична SQ-A. Выпускалась с 1996 года.

Принципиальных различий между моделями линейки SQ нет, все объективы, задники и акксесуары подходят практически к любой модели. Поэтому я не буду описывать каждую модель отдельно, а ограничусь описанием SQ-Ai, указывая отличия от других моделей там где это необходимо.

Основа системы Bronica представляет собой стандартный для камер такого типа “кубик”. Камера имеет металлическое шасси, обшитое снаружи черным пластиком. В тех местах, которые соприкасаются в процессе съемки с руками фотографа, применена дополнительная текстурированная обшивка. Камера оставляет комфортное тактильное ощущение и хорошо лежит в руках, несмотря на кубическую форму. В передней части кубика – хромированный байонет, кнопка спуска и разъем синхронизации для вспышек. Возможно блокирование кнопки спуска поворотом специального кольца, что очень удобно при съемке на выезде – вероятность случайного спуска при упаковке/распаковке камеры исключена. Разъем синхронизации со вспышкой, несмотря на центральные затворы, расположен на камере – синхронизацией управляет та же электроника, которая управляет выдержками. Бронике не присущи проблемы синхронизации состояния камеры и затвора в объективе, характерные для Hasselblad. Если затвор не взведен, объектив физически невозможно отсоединить от камеры. Т.е. объективы всегда гарантировано взведены. Если же по каким-то причинам на объективе сработает затвор (это очень малевероятно, т.к. для этого надо поджать предохранитель, утопленный глубоко в корпус объектива и одновременно повернуть привод затвора), то взвести его можно просто пальцами, без подручных инструментов.

Вся верхняя часть камеры (кроме полоски позолоченных контактов для работы с замеряющими призмами) полностью отдана под фокусировочный экран.  Фокусировочные экраны легко заменяются фотографом. На стандартном экране есть фокусировочные клинья, микропризмы и разметка для кадра 6x4.5. Существуют также версии экранов без клиньев и микропризм, с разметкой для архитектурной съемки (grid), и т.п. Яркость экранов вполне достаточна для уверенной фокусировки, но если ее не хватает, можно поставить экран Beatie Interscreen – он примерно на полторы ступени ярче и приближается по характеристиками к знаменитому Acute Matte для Hasselblad. Фокусировочные экраны Броники не защищены сверху стеклом, поэтому обращаться с ними надо аккуратно, чтобы не поцарапать. С другой стороны, отсутствие лишней поверхности на пути лучей улучшает качество изображения на экране, оно всегда очень контрастное и без бликов.

На левой стороне кубика расположены ручка переключения выдержек, разъем для спускового тросика и (только у SQ-Ai) SCA-разъем для внешних вспышек. Диапазон выдержек - от 1/500 до 8 сек, с шагом в ступень (у SQ-Ai до 16 сек).  Переключение выдержек сделано очень удобным – ручка переключения легко захватывается пальцами и движется без усилий, но с четкой фиксацией на каждой выдержке. Текущая выдержка наглядно отображается в окошке, закрытым стеклом. Рядом с фокусировочным экраном расположен светодиод - индикатор закрытия затвора. Этот индикатор полезен при длинных выдержках – затворы в объективах Броники работают настолько тихо, что определить момент окончания выдержки на слух бывает затруднительно. В момент закрытия затвора этот индикатор вспыхивает красным светом. В отличие от большинства других аналогичных камер, в Бронике реализовано исключительно электронное управление выдержками.  Недостаток такой схемы – энергозависимость камеры – на мой взгляд, сильно преувеличен. Батарейки хватает очень надолго, т.к. кроме управления затвором, энергия ни на что не расходуется. Кроме того, ничто не мешает взять с собой в поездку запасную батарейку. В конце концов, даже если батарейка неожиданно сядет, останется “аварийная” энергонезависимая выдержка 1/500.
Еще одна особенность Броник – управление выдержкой “bulb”. В модели SQ-Ai bulb входит в стандартный набор выдержек, но в других моделях ручной выдержкой надо управлять через затвор в объективе. Затворы всех объективов Bronica имеют два режима работы – автоматический и ручной. Алгоритм съемки такой: перед взводом затвора объектив переводится в ручной режим (на корпусе всех объективов кроме Zenzanon PS-B есть специальный переключатель), затем нажимаем спуск, затвор открывается и остается открытым до тех пор, пока переключатель не будет переведен обратно в автоматический режим. Чтобы не получить смаза в момент переключения режимов (в конце экспозиции), можно предварительно прикрыть объектив крышкой.

На правой части камеры – вращающаяся рукоятка взвода и переключатели управления режимами съемки – мультиэкспозицией и предварительным подъемом зеркала. Ручка взвода работает примерно так же, как на всех остальных “кубиках” – взводит затвор и перематывает пленку в заднике. Механизм взвода храповой, т.е. взвод не обязательно осуществлять одним движением - в любой момент времени ручка свободно движется в обратном направлении.  При подключении рукоятки-держателя (о ней будет расказано позже) ручка взвода снимается. Предварительный подъем зеркала возможен в режиме одиночного кадра  (взводим затвор, включаем подъем зеркала, зеркало сразу поднимается) или в постоянном режиме, когда зеркало сразу будет подниматься при каждом взводе затвора. Естественно, при включении постоянного режима подъема в видоискателе ничего видно не будет, т.к. зеркало будет практически все время поднято. Режим мультиэкспозиции, помимо своего прямого назначения, может использоваться для тестирования камеры без задника и объектива (в режиме обычной съемки камера не дает нажать на спуск, если задник или объектив не установлены).

Нижняя часть камеры – гнездо для штатива и батарейный отсек. Конструктив штативного гнезда, на мой взгляд, не слишком удачен. Гнездо не связано механически напрямую с шасси камеры, а просто запрессовано в пластик. Результат – при грубом обращении можно повредить пластик вокруг гнезда – он потрескаетя и вспучится (напрмер если переносить камеру, прикрепленную к  штативу, держа эту конструкцию за саму камеру, а не за штатив). Впрочем, если экстремальных усилий к штативному гнезду не прилагать, оно прослужит много лет. В нижней части камер SQ-Ai также есть дополнительный интерфейс для обмена данными с моторизованным приводом. Камера SQ-Ai использует четыре "пуговичные" батарейки типа MS76 (LR44) , остальные камеры – одну батарейку 6V типоразмера 4LR44 (PX28, 544). Использовать литиевые батарейки не рекомендуется, в момент срабатывания затвора их мощности можен не хватить. Лучше использовать  батарейки на основе оксида серебра (silver oxide) или щелочные (алкалиновые).  Как уже было сказано, батареек хватает очень надолго. Для проверки состояния батарейки на корпусе предусмотрена специальная кнопка, при нажатии на которую должен загореться светодиод в районе фокусировочного экрана, если батарейка пригодна к использованию.

 

Задники

Существуют задники для форматов 6x6, 6x4.5, 24x36 и 24x54 (панорамный задник для узкой пленки).  Задник состоит из двух частей: корпуса с откидывающейся крышкой и вставки, в которую заряжается пленка. Крышка откидывается при одновременном нажатии на две защелки в верхней части задника. Для того, чтобы зарядить пленку, не обязательно снимать задник с камеры – можно, просто откинуть крышку, вынуть из задника вставку, а после зарядки пленки установить ее обратно внутрь задника. Как и в других среднеформатных камерах, передняя сторона задника с кадровым окном защищена шибером, которые надо вынуть перед съемкой. К сожалению, кармашка для шибера на заднике не предусмотрено, и на время съемки надо его куда-то помещать. Класть шибер в задний карман брюк не рекомендуется, там его легко нечаянно погнуть.
Следует обратить внимание, что пленка в задниках перематывается в вертикальном направлении (в большинстве других камер – в горизонтальном). При печати или сканировании первое время надо будет  привыкать к кадрам, “лежащим на боку”. Соответственно, при съемке на задник 6x4.5 получаются кадры с длинной стороной по линии горизонта. При съемке портретов с этим задником камеру надо будет поворачивать на 90 градусов. Все задники (кроме SQ-B) имеют шкалу выбора чувствительности пленки и контакты, по которым значение чувствительности пленки передается в камеру. Это значение используется для определения экспозиции при замере призмой.

Выпускалось три версии задников:

  • SQ-A. Шкала выбора чувствительность пленки находится в верхней части задника.
  • SQ-i. Более поздняя модель. Шкала выбора чувствительности пленки находится в на задней панели. При работе с призмами такое расположение шкалы более удобно. Кроме этого, имеется дополнительная шкала для выбора значения экспокоррекции (-2EV..+2EV)
  • SQ-B. Отличается отсутсвием выбора чувствительности пленки и отсутствием контактов, обеспечивающих электронный интерфейс с камерой. Предназначен для съемки без автоматического замера экспозиции призмой.

Все модели задников полностью совместимы, и напрмер задники SQ-A и SQ-B без проблем будут работать на камере SQ-Ai.  Конструктив задников вполне надежен, проблем с засветкой или межкадровым пространством у автора не возникало.
Как и для объективов, для задников существует “защита от дурака”:

  • невозможно снять кадр на задник, из которого не вынули шибер.
  • невозможно снять кадр на задник, в который не заряжена пленка.
  • Невозможно отсоединить задник от камеры, если в нем нет шибера

 

Шахта и призмы

Кроме стандартной для среднего формата шахты, в системе Bronica существует обширный набор призм, от самых простых до полностью автоматических с точечным замером и цифровой индикацией параметров съемки. Для снятия призмы с камеры достаточно нажать на предохрантель и "стянуть" призму с видоискателя, а для одевания - просто "надвинуть" призму на видоискатель до характерного щелчка предохранителя.

Шахта (Waist-Level finder S)

В разложенном состоянии представдяет собой жесткую полностью светоизолированную конструкцию, поэтому отлично защищает изображение на матовом стекле от паразитных засветкок. У шахты удобный конструктив, она легко складывается/раскладывается одним движением руки. Для точной наводки на резкость можно активировать дополнительный откидывающийся экран с просвтеленной линзой, обеспечивающей увеличение x3.5. Линза съемная, можно купить вариант с диоптрийной коррекцией, подходящий под зрение фотографа. При покупке таких линз надо обратить внимание на то, что они маркируются в соответствии с истинной оптической силой, а не значением диоптрийной коррекции. Стандартная линза – это -1.5 диоптрий, соответственно линза с диоптрийной коррекцией -1дптр будет маркировна как -2.5 дптр, а линза с коррекцией +2 дптр будет маркирована как +0.5 дптр.

Prism Finder S

Самая простая, компактная и легкая призма. Без экспозамера. Лучший вариант для походов и пейзажной фотографии, где критичен маленький вес и применяется внешний экспозамер. Для диоптрийной коррекции надо заменять стандартую линзу видоискателя на скоррекированую.  Диоптрийная маркировка линз такая же, как для шахты.

MF Finder S

Своебразный гибрид призмы и шахты. Дает такое же изображение, как и шахта, но при этом обеспечивает TTL замер по всему изображению и диоптрийную коррекцию. Предназначается для макросъемки, где нужна повышенная точность фокусировки. На мой взгляд, вещь довольно громоздкая и бесполезная

45D Prism Finder.

Призма, показывающая изображение по углом 45º, без экспозамера. Угол 45º весьма удобен и меньше отвлекает фотографа от объекта съемки (при съемке с обычной 90º призмой фотограф отгораживается от объекта съемки фотоаппаратом, при съемке с шахтой – больше смотрит вниз, чем вперед). Обеспечивает диоптрийную коррекцию.

ME Prism Finder S

Призма с простым экспозамером по всему полю кадра. Индикация правильной выдержки такая же, как в камерах доцифровой эры – с помощью светодиодов. Соответсвенно, вращением рукоятки на призме надо добиться, чтобы загорелись одновременно два диода, и посмотреть получившиеся выдержку и диафрагму на эксподиске, встроенном в корпус призмы. Диоптрийная коррекция с помощью таких же линз, как Prism Finder S

AE Prism Finder S

Призма с автоматическим экспозамером в режиме приоритета диафрагмы. Фотограф выставляет нужную диафрагму, призма считывает значение ISO с задника, определяет выдержку и передает ее в камеру. Может также работать в режиме ручного замера.  Диоптрийная коррекция с помощью таких же линз, как Prism Finder S.

AE Prism Finder SQ-I (AE III Prism Finder)

Самая продвинутая призма линейки Bronica SQ. Обеспечивает возможности управления и экспозамера на уровне современных цифровых камер: экспозамер по всему кадру или точечный, экспопамять, экспокоррекция, отображение текущих параметров съемки на LCD экране, возможность работы в автоматическом (параметры экспозиции передаются в камеру) или в ручном режиме. Работает в режиме приоритета диафрагмы. Эта призма самая большая и тяжелая в линейке.

Объективы

Объективы Zenzanon считались и считаются одними из лучших в своей категории. По резкости, контрасту и совершенству оптического рисунка они приближаются к знаменитой оптике Carl Zeiss, используемой на Hasselblad. Сначала выпускалась линейка Zenzanon-S, в конце 80-x годов оптические схемы всех объективов были заново перерассчитаны на компьютере, и появилась линейка Zenzanon-PS c улучшенными характеристиками. Особенно сильно характерстики повысились у длиннофокусных объективов. Внешне линейку Zenzanon-S легко отличить по яркой оранжевой линии, идущей вокруг объектива. Кроме этого, у линейки S диафрагма регулируется шагами в ступень, а у линейки PS – шагами в полступени.
Основное отличие объективов Zenzanon от других объективов с центральным затвором – электронный затвор, управляемый из камеры. Что это дает?

  • Повышается надежность. Электронный затвор не требует периодической калибровки и всегда отрабатывает выдержки абсолютно точно.
  • Становятся возможны длинные выдержки в несколько секунд, реализация которых в механических затворах затруднительна.
  • Упрощается и удешевляется конструкция объективов, в них остаются только лепестки затвора.
  • Улучшается эргономичность. Уобъектива отсутствует кольцо установки выдержек, управление становится полностью аналогично 35мм камере.

 Все объективы выполнены в солидном металлическом конструктиве, вызывающем исключительно положительные эмоции. Пластиковые детали применяются только там, где необходима изоляция электрических контактов. Шкалы диафрагм, расстояний и глубин резкости выгравированы в металле объектива. На хвостовой части объективов расположены позолоченные контакты, по которым происходит обмен данными с камерой, и привод механизма затвора. На всех объективах установлено удобное фокусировочное кольцо, облицованное “ухватистой” рифленой резиной.

Большинство объективов имеет резьбу под фильтр 67мм, что позволяет иметь один комплект фильтров на всю оптику. Больший размер резьбы имеют только некоторые широкоугольные объективы.

Для объективов Zenzanon характерен отчетливый переход от зоны резкости к зоне нерезкости, типичный для японской оптики. В зоне нерезкости изображение довольно мягкое, без резких линий и артефактов. Рисунок объективов очень пластичный, в этом плане Zenzanon больше похожи на европейские объективы, чем на японских родственников. Поведение объективов в контровом свете вполне адекватное. Контраст у серии S средний, у серии PS высокий. Резкость сравнима со среднеформатной оптикой Carl Zeiss (иногда Zenzanon кажется даже резче, за счет более явного перехода из зоны резкости в зону нерезкости).

Джентельменский набор оптики

В “джентельменский набор” системы Bronica SQ входят три объектива: штатник 80mm, широкоугольник 50mm, и портретник 150mm. Это самые распространенные и самые дешевые (дешевые в данном случае не значит плохие) объективы. Другие объективы, о которых я тоже расскажу, выпускались значительно меньшими партиями и соответственно сейчас они более дорогие.

Zenzanon 80mm F/2.8 PS, S

Штатный объектив, самый светосильный и самый легкий в линейке Bronica. Резкость отличная, боке мягкое (если приглядеться, можно заметить легкое “дребезжание” вокруг контрастных линий, но для штатников это нормально). Встроенная бленда неплохо защищает от бокового света. Большой разницы между 80mm объективами серий S и PS я не заметил, PS чуть-чуть резче и немного контрастнее.

 

 Zenzanon 150mm F/4.0 PS, F/3.5 S

“легкий портретник”, фокусное расстояние соответсвует 85mm на узкой пленке. Для портретов крупным планом такое фокусное расстояние коротковато, да и минимальная дистанция фокусировки этого объектива (полтора метра) не позволит снимать с таким масштабом. Но для поясных или “по грудь” портретов этот объектив вполне подходит. Фокусное расстояние 150мм также хорошо для пейзажной фотографии. Объективы серии S лучше не брать, они значительно менее резкие. Боке приятное, мягкое.

 

Zenzanon 50mm F/3.5 PS, S

Стандартный широкоугольник, соответствующий 28мм на узкой пленке. У объективов серии PS увеличена резьба под фильтр (77мм), поэтому в данном случае на мой взгляд имеет смысл отказаться от объектива PS в пользу объектива S. Отличаются они только контрастом. Дисторсия у обоих объективов практически незаметна.

 

Другие объективы, заслуживающие внимания

Zenzanon 40mm F/4.0 PS, S

Сверхширокоугольный объектив, соответсвующий 23мм на узкой пленке. Позволяет получить очень интересные снимки за счет работы с перспективой. Уровень дисторсии средний, резкость и контраст отличные (даже немного лучше чем у объектива 50mm). Основная проблема при работе с этим объективом – размер фильров 95mm. Стеклянные фильтры дорогие, единственная разумная альтернатива – система Lee или подобная ей.

 

Zenzanon 110mm F/4.5 Macro 1:1 PS

Как видно из названия, этот объектив предназначен для съемки в масштабе начиная от 1:1 без использования макроколец.  Выдающаяся резкость, идеальный объектив для предметки и натюрмортов. Может использоваться вместо штатника, но на мой взгляд для этого он громоздок и темноват. Кроме этого объектива, выпускалась версия 110mm F/4, также оптимизированная под макросъемку, но не фокусирующаяся без удлинительных колец до масштаба 1:1.

 

Zenzanon 180mm F/4.5 PS

Самый “портретный” объектив линейки Zenzanon PS. Начал выпускаться в середине 90-x годов, было выпущено ограниченное количество объективов, в силу чего они сейчас довольно редки и дороги. Целью разработки этого объектива было создание достойного конкурента Carl Zeiss Sonar 180mm, и инженерам Bronica это вполне удалось. Минимальная дистанция фокусировки один метр вместе с фокусным расстоянием, эквивалентым 100мм на узкой пленке, создает идеальные условия для съемки портретов крупным планом. Рисунок объектива очень красивый, боке практически идеально.

 

Остальные объективы

Кроме объективов, упомянутых в этой статье, в линейке Zenzanon PS присутствуют еще фишай, зум, телеобъективы, и т.п. Однако они или очень редки, или их использование не представляет на сегодняшний день практического интереса. Весь список объективов с характеристиками можно посмотреть здесь: http://tamron.com/bronica/prod/sq_lens.asp

Дополнительные аксессуары

Рукоятка-держатель и моторизованный привод

Модульные камеры 6x6 хороши всем, кроме одной проблемы: их неудобно держать в руках. При съемке камера не охватывается пальцами, а просто лежит на ладони. При съемке с шахтой это приемлемо, а вот при использовании призмы вопрос эргономики уже встает в полный рост. Для решения этой проблемы выпускается специальная рукоятка-держатель (speed grip), приближающая стиль съемки к 35мм камере.  Рукоятка крепится к штативному гнезду камеры. Взвод камеры осуществляется курком в верхней части рукоятки (при установке рукоятка заменяет собой стандартную ручку взвода), там же расположены спусковая кнопка и гнездо для внешней вспышки.
Если пойти по этому пути еще дальше, рукоятка превратится в моторизованный привод. Теперь уже не надо взводить затвор после каждого кадра, моторизованный привод сделает это автоматически. Скорость серийной съемки с моторизованным приводом достигает полутора кадров в секунду. Немного по меркам современных цифровых камер, но не надо забывать, что это средний формат с соответсвующими размерами и весом механики. Моторизованный привод может использоваться только с камерами SQ-AI. Ранее выпускалась специальная версия камер (SQ-Am), в которой привод был интегрирован в корпус.

 

Универсальная бленда

Не секрет, что использование бленды повышает качество изображения, позволяет поднять микроконтраст и избежать “зайцев” в кадре. В то же время покупать отдельную бленду для каждого объектива накладно,  а таскать с собой зоопарк из разных бленд еще и неудобно. Вместо этого можно купить одну универсальную бленду на все случаи жизни. Фактически универсальная бленда Bronica – это карданная камера в миниатюре. Между двумя рамками, передней и задней, закреплены меха. Передняя рамка движется по направляющим и может быть закреплена в нужной позиции. В зависимости от расстояния между рамками получаем бленду для объективов от 50мм до 150мм.  Для больших фокусных расстояний к бленде прилагается специальная вставка, ограничивающая размер “окна” в передней рамке.  На задней рамке находится мехнизм крепления бленды к камере с переходником на резьбу 67мм. Возможны переходники и на другие размеры резьб, но их скорее всего придется изготавливать самостоятельно. В сложенном виде (позиция 50мм) бленда довольно компактна и не занимает много места. В заднюю часть бенды могут вставляться желатиновые фильтры 75x75 мм.

 

Макромех и макрокольца

Эти акксесуары для макросъемки нельзя назвать дешевыми даже сейчас, после глобального падения цен на Bronica. Оригинальная цена макромеха в те годы, когда он выпускался - $2670!  Поэтому перед покупкой меха или колец стоит подумать, не лучше ли приобрести макрообъектив, который к тому же оптически оптимизирован под съемку в крупном масшатабе.  Макрокольца существуют в двух вариантах, 18мм и 36мм. Макромех дает максимальное “удлинение” примерно 10см. Надо отметить, что макромех не позволяет делать подвижки или наколны.

 

Современное состояние рынка и ценообразование

После известия о прекращении выпуска камер в 2004 году, цены Bronica на вторичном рынке резко поползли вниз. По сравнению с оригинальными ценами производителя, все компоненты системы сейчас можно купить в 3-10 раз дешевле! Вторичный рынок Bronica особенно развит в Англии и Японии, где эти камеры пользовались большой популярностью. В США сейчас также предлагается много компонентов Bronica в отличном состоянии. К сожалению, в России эта система не была распространена, поэтому вероятность купить что-либо для Bronica SQ в комисионных магазинах Москвы весьма мала. Основной источник этих камер сегодня - зарубежные комисонные магазины, такие как KEH, Adorama, или eBay. Ориентировочные цены, приведенные в статье, примерно соответствуют ценам на камеры и компоненты в состоянии Excellent/Excellent Plus на http://www.keh.com. KEH очень дорожит своей репутацией, поэтому Excellent - это твердая пятерка, состояние "лучше не бывает" в понимании отечественных комиссионок. На eBay можно купить технику (теоретически в том же состоянии) на 20-40% дешевле, но твердой гарантии качества уже никто не даст, это в некотором смысле лотерея. Впрочем, в случае обнаружения дефектов, продавцы eBay охотно соглашаются на возврат техники обратно, так как любой негативный отзыв сильно снизит их продажи. Единственное, что в этом случае будет потеряно - стоимость пересылки.

На отечественном рынке конечная стоимость техники будет выше указанной в статье примерно на 30% за счет затрат на доставку и растаможку.

 


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com