ZENZA BRONICA
История бренда Bronica

Броника, или Зенза Броника — японская компания — производитель среднеформатной профессиональной фотографической техники, существовавшая в 1958—2005 гг. (c 1998 — в составе корпорации Tamron).

Основатель компании, Зензабуро Ёсино, в 1947 году открыл в токийском районе Итабаси небольшую фабрику по производству разных металлических мелочей, которые всегда пользуются спросом — зажигалок, портсигаров и т. п. Но этот бизнес был скорее некоторой стартовой площадкой. Зензабуро был страстным любителем фотографии и фототехники, и, помимо фабрики, содержал в Токио фотомагазин.


В 1948 году в Швеции была выпущена ставшая легендарной фотокамера Hasselblad 1600F, и Зензабуро, движимый, с одной стороны, патриотизмом, а с другой — инженерным талантом, решил создать японскую камеру, как минимум не уступающую шведской по характеристикам и качеству — и «лучшая в мире фотокамера» стала делом его жизни. Будучи разработчиком камер лишь по призванию, но никак не по образованию и не по специальности, в 1950 году он приступил к разработке своей первой системы. По неофициальной полушутливой версии, название «Зенза Броника» (в японском прочтении — «Зенза Буроника») расшифровывается как «Японские камеры Зензабуро» (ЗЕНЗА-БУРО НИппон но КАмера). Интересно, что инженерный и дизайнерский талант основателя Bronica проявился и в его нефотографических изделиях — зажигалки с маркой его фирмы имели схожие с ранними камерами черты дизайна (хотя это можно отнести и на счёт веяний моды), а в одной из модификаций имелся даже индикатор остатка кремня.


Спустя восемь лет, потратив примерно сто тысяч иен своих личных средств (что по тем временам было очень значительной суммой) , Зензабуро представил на Филадельфийской фотоярмарке 1958 года своё первое творение — Bronica Z (запущена в производство в марте 1959 года, спустя два года её сменила почти неотличимая модель D, что расшифровывается как Deluxe) и, укомплектованная высококачественной линейкой специально разработанной оптики Nikkor, она сразу завоевала широкую популярность. Вероятно, личным девизом Зензабуро Ёсино были слова «Камера типа Hasselblad лучше, чем Hasselblad и оптика лучше, чем Carl Zeiss».


Качество оптики — понятие среди фотографов весьма нечёткое, но среди зеркальных камер как таковых, и не только среднеформатных, Bronica ворвалась в ряды лучших камер от лидеров индустрии, сочетая функциональность Hasselblad и узкоформатных аппаратов Exakta с собственными эргономическими и техническими решениями Зензабуро. Не уступая шведским аппаратам в надёжности, построенная на тех же принципах, она обладала возможностями, которые были реализованы другими производителями лишь годы спустя. А многие аппараты Hasselblad, которые планировалось превзойти, функциональностью первой Bronica не обладают до сих пор — то есть первоначальная цель была вполне достигнута.


В частности, зеркало при спуске затвора не «залипало» в верхнем положении (как у Hasselblad и Pentacon Six), а возвращалось в исходную позицию, и было выполнено «скользящим», не «хлопающим», что снижало вибрации. Также в исходное (открытое, для облегчения визирования) положение возвращалась диафрагма. Сменный задник позволял полуавтоматическую зарядку плёнки, без точного совмещения отметки «старт» на ролльфильме и в заднике (так, как у некоторых аппаратов Rolleiflex). Встроенный пружинный механизм замедлителя затвора позволял отрабатывать длинные выдержки (до 10 секунд) без использования дополнительных приспособлений. Задник мог быть установлен на камеру в произвольный момент, вне зависимости от того, взведена ли камера и перемотана ли плёнка.


Первоначально оптика для камер Bronica выпускалась на заводах Nikon, позже к созданию объективов привлекались также Carl Zeiss Jena и Sankyo Kohki (Komura) (в основном из-за того, что у Nikon, запустившего в 1959 году свою собственную 35 мм систему Nikon F, просто не хватало производственных мощностей). С 1976 года оптика выпускалась своими силами, однако для разработки нескольких объективов были привлечены специалисты Schneider Kreuznach. Окончательно же сотрудничество Zenza Bronica и Nikon прекратилось в 1996 году.


С самого момента начала выпуска к Bronica предлагалось три высококлассных объектива Nikkor — штатный Nikkor-P 75 мм f/2.8, широкоугольный Nikkor-H 50 мм f/3,5 и «портретный» Nikkor-Q 135 мм f/3.5. Этот набор с практической точки зрения является необходимым и достаточным для выполнения подавляющего большинства фотосъёмочных задач общего плана. Со временем линейка объективов была значительно расширена.

Зензабуро Ёсино скончался в 1988 году, спустя десять лет компания Zenza Bronica Ltd. была приобретена корпорацией Tamron.


В октябре 2004 года Tamron прекратил выпуск зеркальных модульных камер серий SQ, ETR и GS, и всех аксессуаров к ним, Дальномерная система RF645 была снята с производства в октябре 2005 года. Выпуск был прекращён по экономическим причинам, порождённым массовым переходом основной целевой аудитории Bronica на цифровые зеркальные камеры. Тем не менее, техническая и сервисная поддержка камер Bronica планируется как минимум до 2012 года.


Камеры Bronica, до сих пор пользующиеся заслуженной отличной репутацией по причине удобства, надёжности, гибкости и выского качества оптики, были «рабочими лошадками» для множества свадебных и портретных фотографов (в основном в США и Японии) на протяжении нескольких десятилетий, и до сих пор остаются таковыми для многих профессиональных фотографов и серьёзных фотолюбителей. Из-за прекращения производства и массового перехода профессиональных свадебных и портретных фотографов на цифровые камеры, цены на подержанную технику этой марки упали в несколько раз, что позволяет многим фотографам без разорительных затрат обзавестись высококлассной среднеформатной техникой. Тем более это актуально потому, что цифровые сенсоры и 35 мм плёнка на данный момент не могут обеспечить получение изображение аналогичного по качеству и разрешению среднеформатному, хотя и выигрывают в оперативности получения конечного результата.

Все зеркальные камеры Bronica — модульные, то есть основные компоненты — корпус камеры, объективы, видоискатели, плёночные задники (магазины) — сменные и взаимозаменяемые в рамках каждой системы.


В линейках ETR, SQ, GS и RF, в отличие от классических камер, затвор не шторный в фокальной плоскости, а центральный лепестковый в объективе. Преимуществами такого подхода считаются меньшее влияние вибраций («шевелёнки») и возможность синхронизации со вспышкой на любой выдержке, от 8 секунд до 1/500 секунды (что упрощает работу в студии с импульсным светом, а также работу со вспышкой при ярком контровом освещении). Недостаток — наикратчайшая выдержка у большинства камер с центральным затвором не короче 1/500 секунды, что в ряде случаев может осложнить съёмку при очень ярком освещении. Также поломка затвора не обозначает отказа камеры в целом, в таком случае достаточно заменить объектив.

Источник: ru.wikipedia.org